(Празд. 1 окт.), она же - Видение старцу Дорофею / Видение старца Дорофея. Икону, к-рую почитали чудотворной, исследователи датируют по-разному: кон. XVI - нач. XVII в. (Ткачёва. 1997), кон. XVI в. (см. ст. Всеволод (Гавриил) Мстиславич, блг. кн. Разд. «Иконография»), нач. XVII в. (см. ст. Корнилий, прмч., игум. Псково-Печерский. Разд. Иконография), 1-й пол. XVII в. (см. ст. Довмонт (Тимофей), блгв. кн. Разд. Иконография). Она была написана для псковской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в Углу), где пребывала до нач. 20-х гг. XIX в., когда ее передали в Псковский музей. Прорись с нее была опубликована (Толстой. 1861. Ил. 1). На иконе был серебряный позолоченный оклад-риза с воспроизведением деталей иконной композиции (Ткачёва. 1997. Фото на с. 41); она имела приклад - 2 половинки панагии (Окулич-Казарин. 1913. С. 156). Драгоценный убор с П.-П. и. был снят в 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей; его судьба неизвестна. В 1944 г. из оккупированного Пскова П.-П. и. была вывезена в Германию и после войны обнаружена в частной коллекции в ФРГ (Ikonen 13 bis 19 Jh. Münch., 1970. Kat. 234). 31 авг. 2000 г. икону патриарху Алексию II передал посол Германии в РФ, 7 сент. 2001 г. она была возвращена в Псков, где обрела место в Троицком кафедральном соборе.
Созданию П.-П. и. предшествовало чудо, произошедшее во время осады Пскова войсками польск. кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой иконного образа стало Сказание о видении Дорофея, являющееся частью гл. «О прихождении литовского короля ко Пскову» в Повести о Псково-Печерском монастыре (Охотникова. 2005. С. 491-493) и Повести о Довмонте (Она же. 1985. С. 227-229). Н. М. Ткачёва считает, что создатель иконы ориентировался на устное сказание, а письменное оформление текста, вошедшего в Повесть «о прихождении Стефана Батория на Псков» и в Повесть о Псково-Печерском мон-ре, произошло уже после написания иконы (Ткачёва. 1997. С. 36).
Вид Пскова на П.-П. и. охватывает территорию в стенах Окольного города, а также городские окрестности вдоль р. Великой и Псково-Печерский мон-рь. Акцент в композиции сделан на Покровском мон-ре. На иконе сохранились несколько пространных надписей об исторических событиях. В тексте на верхнем поле, сохранившемся с утратами (восстанавливается по записи архиеп. Евгения (Болховитинова) (Евгений (Болховитинов), архиеп. 1831. С. 156), говорится, что во Псков по велению царя Иоанна IV Васильевича был принесен из Печерского мон-ря чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы «в житии», и перед ним все молились в Троицком соборе.
Повествование на иконе начинается с центральной части, где изображена Пресв. Богородица в полный рост, прямолично, поддерживаемая под руки преподобными Антонием Киево-Печерским (под левую руку) и прмч. Корнилием, игум. Псково-Печерского мон-ря (под правую руку). Она переходит городскую стену между 2 башнями. От нимба Пресв. Богородицы исходят золотые лучи, сохранившиеся фрагментарно. Явление Пресв. Богородицы подробно описывается в надписи на белом полотне над 1-й сценой явления Богоматери. В конце этой надписи упоминается, что Богоматерь вошла в Покровскую ц. мон-ря, в к-ром находился сам мон. Дорофей. Это посещение Пресв. Богородицей мон-ря изображено отдельной сценой с собственной фрагментарно сохранившейся надписью на фоне белой городской стены. На деревянной монастырской стене Пресв. Богородица и 2 преподобных стоят в 3/4-ном развороте влево, с жестом вопрошания обращаясь к мон. Дорофею, стоящему перед ними на территории монастыря, что можно считать изобразительной формулой вопроса: «Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?» (согласно тексту Повести, это вопрошание Пресв. Богородица изрекла уже на стене). Монастырский храм с 2 главами - это 2-престольная ц. в честь Покрова и Рождества Пресв. Богородицы, построенная уже после событий 1581 г.
Следующая сцена с изображением Пресв. Богородицы, за спиной Которой стоят прп. Антоний и прмч. Корнилий Печерские, происходит на стене, где перед Ней стоят свт. Нифонт, еп. Новгородский, за ним - благоверные князья Всеволод (Гавриил) и Довмонт (Тимофей) Псковские, равноап. кн. Владимир, на коленях молится блж. Николай Салос. Пресв. Богородица, указывая перстом на королевские шатры и обращаясь к мон. Дорофею, велит ему идти к воеводам, чтобы на стену принесли икону «Печерскую старую» и хоругвь и поставили пушки, чтобы «били беспрестанно по королевским шатрам». Фигура мон. Дорофея изображена 1 раз, но относится сразу к 2 сценам; с воздетыми в молитве руками он внимает словам Пресв. Богородицы. Комментирующие этот фрагмент надписи расположены на стене и на левом поле.
С правой стороны в верхней части представлен Псково-Печерский мон-рь, внутри к-рого изображены преподобные Антоний и Корнилий Печерские (подпись сохранилась только у фигуры прп. Антония), благоверные князья и монахи в молении перед Богоматерью. Иконографический тип, в к-ром изображена стоящая Богоматерь со свитком в руке, исследователи атрибуируют по-разному: Боголюбской иконы или Параклисис, считает И. С. Родникова; по мнению Ю. Н. Бузыкиной - это вариант «Моление о народе» (Бузыкина. 2011. С. 146). Богоматерь молится Христу, внимающему Ей из центрального облачного сегмента. Эта часть композиции относится либо к концовке сказания, когда мон. Дорофей сообщает об усиленных молитвах братии после явления Пречистой Богородицы (Охотникова. 2005. С. 493), либо к тексту «О нашествии литовцев на Печерский монастырь и о победе над ними», показывая еще одно из бывших в мон-ре видений (Там же. С. 499). Отдельно от Иисуса Христа по центру небесного сегмента представлен Саваоф с архиерейским благословением и Св. Духом в виде голубя на уровне груди.
По мнению Ткачёвой, образцом для создания П.-П. и. послужила новгородская икона «Видение пономаря Тарасия» XVI в. (Ткачёва. 1997. С. 37), поскольку обе они «близки своей историко-легендарной тематикой» при всей разнице в предпосылках их создания и заложенных идеях (Она же. Образ Пскова).
В основе композиции П.-П. и., как и сказания - видение Богоматери полуслепому кузнецу мон. Дорофею, насельнику Покровского мон-ря. Ее заступничество за город имеет параллель с сюжетом, положенным в основу композиции Покрова Пресв. Богородицы, не случайно видение происходит именно в Покровском мон-ре. Видение мон. Дорофея сравнивается с видением блж. Андрея Юродивого в Повести о Довмонте (Охотникова. 1985. С. 227). В видении блж. Андрея Пресв. Богородицу поддерживали ап. Иоанн Богослов и св. Иоанн Предтеча, в видении мон. Дорофея - прп. Антоний Киево-Печерский и прмч. Корнилий Псково-Печерский (преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским был посвящен храм в Псково-Печерском мон-ре). По мнению исследователей, композицию П.-П. и. можно считать своеобразной формой Собора Псковских святых, поскольку вокруг Божией Матери были собраны местные святые, чьи мощи или иконы находились в разных храмах и мон-рях города и округи, а также показаны сами эти обители и здания (см. ст. Нифонт, свт., еп. Новгородский. Разд. «Иконография»).
Списки, по мнению Ткачёвой, делятся на 2 извода. К 1-му, помимо самого чудотворного оригинала, относятся: икона кон. XVIII - нач. XIX в. из ц. Богоявления с Запсковья (вывезена в период оккупации, местонахождение неизвестно; черно-белое фото опубл.: Ткачёва. 1997. С. 42) и икона из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля 1-й пол. XVIII в. (?) (не сохр.; Ткачёва. 1997. С. 36). Последняя икона, по сведениям Т. В. Толстой, упоминается в Описях московского Успенского собора посл. трети XVIII - 1-й трети XIX в. как «изображение и мера чудотворныя иконы Псково-Покровская обители, зовомыя во угле» над юж. дверями придельного иконостаса (Опись 1771-1773 гг., Опись выбывшим вещам 1774 г., Описная книга 1853-1854 гг.: ОР ПГФ ММК. Ф. 4. Д. 89. Л. 7 об.; Оп. 1. Д. 90. Л. 5; Д. 98. Л. 28 об. (№ 5)). Икону украшал золотой чеканный оклад с бриллиантами в венцах, созданный по велению имп. Анны Иоанновны между 1734 и 1740 гг. «в память о взятии Данцига» (ныне Гданьск, Польша) в июне 1734 г. После смерти государыни в 1740 г. эта икона была вложена в Успенский собор, к 1774 г. драгоценный оклад был утрачен, после сер. XIX в. судьба иконы неизвестна. По предположению Ткачёвой, этот список был сделан по распоряжению имп. Анны Иоанновны (Ткачёва. Образ Пскова). Московский список П.-П. и. почитался как палладиум воинства и военных действий на сев.-зап. направлении.
Ко 2-му изводу исследовательница относит неск. икон: 1) «Видение старца Дорофея» кон. XVII в., которая находилась в Псково-Печерском мон-ре и известна по фотографии К. К. Романова (ФА ИИМК РАН. Инв. № Q-1697/8, П-48942), 2) «Видение старца Дорофея» 3-й четв. XVIII в., находившаяся в Гостином дворе Пскова близ лавки купца И. И. Жиглевича, поэтому называемая «иконой Жиглевича» (ПИАМ; упом.: Окулич-Казарин. 1913. С. 120; опубл.: Он же. 2001. Рис. 11; Иконы Пскова. 2012. С. 250-251); в отличие от всех остальных икон здесь в центре вверху представлен иконный образ Ветхозаветной Троицы (Гостеприимство Авраама) с молящимися ему свт. Николаем Чудотворцем и блгв. кн. Александром Невским. Сюда же относятся иконы с композицией «Сретение Пресв. Богородицы», 3) икона XVIII в. из Псково-Печерского монастыря, известная по рисунку К. А. Солодягина (ныне в ПИАМ), 4) икона 1784 г. из часовни Владычного креста, которая осенью 1910 г. была перенесена в Троицкий собор (также в ПИАМ; Окулич-Казарин. 1913. С. 101; Он же. 2001. С. 86-89; Ткачёва. 1997. С. 36). На иконе 1784 г. город изображен в перспективе, по принципам европейской картографии; согласно некогда бывшим на ней надписям, икона была «возобновлена» 6 сент. 1784 г., т. е. переписана по старым контурам «из стараго изображения» на средства инженер-майорши А. С. Румянцевой (Окулич-Казарин. 1913. С. 103; Он же. 2001. С. 88). По мнению Ткачёвой, ссылающейся на технико-технологические исследования, в 1784 г. икона была написана заново на новой доске по древнему образцу (Ткачёва. 1997. С. 39). На 1-м плане иконы изображены крестный ход из Псково-Печерского мон-ря и его встреча псковичами у часовни Владычный крест в Завеличье (за пределами города, дорога от часовни соединялась с Ольгинской (ныне Красноармейской) ул.), показанные как события, современные иконописцу. На дальнем плане, за рекой, происходит историческое событие - осада Пскова в 1581 г. и чудесное явление Пресв. Богородицы.
К этому же изводу можно отнести икону 1-й пол.- сер. XIX в., написанную маслом на овальной металлической основе (Саратовский гос. художественный музей). По композиции она напоминает центральный фрагмент иконы «Сретение Богоматери» 1784 г. с изображением Богоматери, стоящей на Покровской башне, и молящимися святыми (см. ст. Николай Сал(л)ос). Икона такого же формата с таким же сюжетом описана А. С. Князевым как часть убранства серебряной раки блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского, установленной в Троицком соборе в 1834 г.: «Посреди каждой из 4-х сторон раки прикреплен овальный круг, длиною в 15 верш., шириною в 10 верш., толщина коего уменьшается и увеличивается сообразно направлению сторон раки... На круге с левой стороны раки такое же изображение Псковской Покровской башни и на ней Богоматери, окружаемой Псковскими и другими Святыми в том виде, в каком угодно было Ей явиться некоему благочестивому Псковитянину Дорофею в страшные минуты для Пскова...» (Князев. 1858. С. 27; возможно, что икона из музея в Саратове - часть раки 1834 г., обстоятельства ее появления там требуют дополнительных исследований).
Различие изводов состоит в использовании разных планов (чертежей) города: в 1-м за основу взят чертеж, ориентирующийся на запад, во 2-м - план ориентируется на восток (этот план Пскова 1694 г. опубл.: Окулич-Казарин. 1913. Рис. 3 между с. 74 и 75); кроме того, во 2-м изводе изображается крестный ход с иконой «Успение Пресв. Богородицы».
Крестные ходы с П.-П. и. совершались в разные дни церковного года. Крестный ход из Троицкого кафедрального собора к Покровской ц. от Пролома совершался в неделю о слепом, 6-е воскресенье после Пасхи. Н. Ф. Окулич-Казарин писал, что он был посвящен памяти слепца мон. Дорофея (Окулич-Казарин. 1913. С. 303-304), поэтому был соединен с воспоминанием чуда Спасителя о слепом. В Пскове было глубоко укоренено мнение, что этот крестный ход повторял ход 1581 г. (Иосиф (Баженов). 1858. С. 26). Согласно Повести «о прихождении Стефана Батория на град Псков», тогда возглавлял его «Печерский игумен Тихон», в крестный ход были подняты честные кресты, чудотворные иконы, св. мощи «благоверного великого князя Гавриила-Всеволода» (Охотникова. Повесть. 2005. С. 559); целью хода было место, где «лютые литовские градоемцы замышляли взять город» - «Угол», с храмом Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Покрова. О крестном ходе псковичей во время осады сообщал мон. Дорофей, как о событии, известном и угодном Пресв. Богородице: «И позвала Она также и меня с места, где я сидел, и очутился я у той стены городской, стоя почти у ног Пречистой, и сказала она мне: «Старче, иди скорее к боголюбивым воеводам и печерскому игумену и возвести им, чтобы молили усердно Господа Бога беспрестанно за град и, чтобы принесли икону Мою Печерскую старую и хоругвь на стену града, где я стою» (Там же. С. 491).
Сопоставление текстов создает впечатление, что речь идет о разных иконах. Из той же Повести о Псково-Печерском мон-ре известно, что во Псков перед осадой была принесена из Печерского мон-ря чудотворная икона «Успение в житии» или «Успение в чудесех», как она названа в монастырской описи 1585-1587 гг. (Псково-Печерский монастырь в 1586 г. // Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 256). Это была икона 1521 г. Старая же икона «Успение Пресв. Богородицы», написанная в XV в., оставалась в мон-ре, и при осаде Псково-Печерского монастыря войсками кор. Стефана Батория с ней также был совершен крестный ход к пролому в монастырской стене (Охотникова. Повесть. 2005 С. 497). В дальнейшем в мон-ре тоже были явления; некоему юноше по имени Юлиан во сне явилась Пресв. Богородица, призывая, «чтобы шли к месту пролома, и пели молебны беспрестанно пред образом Пречистой Богородицы, и не теряли бы надежды на Господа и на родившую его. Люди же пусть будут постоянно вооружены и стоят крепко» (Там же. С. 499).
Крестный ход 6-й недели по Пасхе у псковской ц. Покрова от Пролома встречали с П.-П. и., вынесенной из храма во двор (Иосиф (Баженов). 1858. С. 28). Этот крестный ход был преддверием др. крестного хода - в 7-ю неделю по Пасхе (Ист. Воспоминания: О крестном ходе в 7-ю Неделю по Пасхе // Псковские ГВ. 1838. № 23; 1846. № 19-21; 1866. № 33), который был установлен в 1601 г. архиеп. Геннадием Псковским и Изборским в память о заступничестве Божией Матери за Псков и за Псково-Печерский монастырь. Из Псково-Печерского мон-ря крестный ход с чудотворными иконами Успения Пресв. Богородицы и Владимирской (Умиления) Божией Матери, а также свт. Николая Чудотворца и преподобных Антония и Феодосия Печерских направлялся во Псков к Троицкому собору. В Повести о Псково-Печерском мон-ре ходу посвящены отдельные главы («О крестном ходе в Псков к Святой и Живоначальной Троице в неделю седьмую после Пасхи по завету осажденных в Печерском монастыре людей» и «О чине и уставе крестного хода»), в которых упоминается чудо заступления Пресв. Богородицы, «молебницы о христианском роде», приравнивающее Псков к древним и царствующим городам - К-полю, Москве и Вел. Новгороду - исцеления от иконы Пресв. Богородицы - и памяти святых: свт. Николая Чудотворца, «скорого помощника и молебника о душах наших», преподобных отцов Антония и Феодосия и прмч. Корнилия Печерских, блгв. кн. Гавриила-Всеволода, и всех святых, к-рых видел в Пскове во время осады «тот блаженный муж Дорофей кузнец» (Охотникова. 2005. С. 519). Печерский крестный ход жители Пскова встречали ходом из Троицкого собора в Завеличье у Никольского мон-ря от Каменной ограды. Со временем встреча стала происходить почти за пределами города - у часовни Владычного креста (Толстой. 1861. С. 21), откуда происходит икона «Сретение Богородицы» 1784 г. Кроме места встречи Печерского крестного хода, позднее изменился состав приносимых чудотворных икон. Если при архиеп. Геннадии крестный ход нес икону «Успение Пресв. Богородицы» (непонятно, какую из двух - «старую» или 1521) и «Умиление» (Владимирскую) (Охотникова. 2005. С. 517), то иером. Иосиф (Баженов) пишет об иконах «Одигитрия» и Владимирской Божией Матери (Иосиф (Баженов). 1858. С. 4). Во вторник той же 7-й седмицы после литургии в Троицком соборе чудотворные иконы из Псково-Печерского мон-ря вместе со святынями кафедрального собора обносили вокруг всего Окольного города. Когда крестный ход подходил к Покровской ц. от Пролома, навстречу из храма выносили П.-П. и. В среду после литургии на подворье Псково-Печерского мон-ря (в районе, прилегавшем к стенам Окольного города, близ Плоской (ныне Профсоюзной) ул., с ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм (некогда - в честь иконы Божией Матери «Одигитрия») крестный ход возвращался назад, горожане провожали его до того же места, где встречали.